Модуль 6. Фиды
Урок 3. Создание фида
В этом блоке разберём:
- Какие есть способы создать фид
- Как подготовить техническое задание
- Как проверить готовый фид
Способы создать фид
Есть три основных способа создания фида для Яндекс Директа:
Вручную в интерфейсе Директа с помощью опции «Ручное управление товарами»
Когда подойдёт: у интернет-магазина небольшой ассортимент. Каталог, цены и наличие товаров редко обновляются.
Плюсы и минусы:
➕ Можно создать самостоятельно без помощи разработчика
➖ Состав товаров, цены и их наличие не будут обновляться
автоматически➖ Придётся потратить много времени на заполнение карточек для товаров
С помощью готового плагина CMS
Когда подойдёт: у интернет-магазина широкий ассортимент товаров, который регулярно обновляется. Есть плагин для создания и передачи фида в CMS.
Плюсы и минусы:
➕ Не требует ручной работы
➕ Состав товаров, цены и их наличие в фиде будут обновляться автоматически
➖ Стандартных функций плагина может не хватить для решения задач
➖ Плагин медленно загружает и генерирует обновление фида
С помощью специального ПО или разработчика
Когда подойдёт: у интернет-магазина широкий ассортимент товаров, который регулярно обновляется. В CMS нет готовых плагинов для создания фида или стандартных функций плагина не хватает и нужна большая гибкость в настройке.
Плюсы и минусы:
➕ Не требует ручной работы
➕ Состав товаров, цены и их наличие в фиде будут обновляться автоматически
➕ Можно гибко настроить фид и решить больше задач
➖ Потребуется помощь разработчика
Запуск кампаний по YML-фидам
Процесс запуска товарной рекламы по YML-фиду выглядит так:
- Специалист по рекламе готовит подробное техническое задание.
- Разработчик по техническому заданию готовит фид и отдаёт его на проверку специалисту.
- Специалист по рекламе проверяет фид и загружает его в Директ, если ошибок нет, настраивает рекламную кампанию.
- Робот Яндекса на основе фида генерирует объявления и подбирает аудиторию.
Неважно, какой способ создания фида вы выберете, важно понимать, что основные заказчики фида — специалисты по рекламе. Их ответственность — подготовить техническое задание и проверить готовый фид.
Разберём подробнее подготовку ТЗ и проверку готового фида, за которые отвечает специалист по рекламе.
Как подготовить техническое задание
Разработчик — это исполнитель, который не знает нюансов запуска товарной рекламы в Директе. Поэтому недостаточно просто направить ему ссылку на Справку Яндекса. Нужно составить подробное техническое задание.
Техническое задание — это многостраничный документ с подробными инструкциями и примерами заполнения каждого элемента фида.
Чтобы написать хорошее ТЗ, придётся обратиться к разным статьям Справки Директа и Маркета.
Используйте справку Директа как основной источник для написания ТЗ, а справку Маркета — как дополнительный.
Как проверить готовый фид
После того как разработчик направил готовый фид, специалист по рекламе должен проверить полноту и качество заполнения элементов фида. Многие используют редакторы для открытия и чтения YML-фидов — Sublime Text или Notepad++. Однако проверить качество заполнения каждого элемента для всех товаров таким способом не получится.
Чтобы проверка была качественной, нужно перевести YML-фид в таблицу Excel. Для этого используйте встроенную надстройку в Excel — Power Query.
Как это сделать:
- Откройте Excel.
- Во вкладке «Данные» выберите опцию «Получить данные» → «Из файла» → «Из XML».
- Выберите на компьютере файл с фидом. Нажмите «Импорт» → «Преобразовать данные». Файл откроется в редакторе Power Query в виде свёрнутых данных.
- Раскройте элемент Shop и выберите Offers. В элементе Offers спрятаны описания каждого товара. Нажмите «ОК».
- Раскройте элемент Offers, чтобы отобрать только те характеристики товара, которые потребуются для анализа. Нажмите «ОК».
- Сохраните таблицу в Excel.
- Нажмите «Закрыть и загрузить».
4:10 — 5:08
После этих действий данные фида будут представлены в формате обычной Excel-таблицы. Теперь вы сможете проанализировать качество составленного фида согласно ТЗ и дать обратную связь разработчику.
Например, на картинке ниже мы отфильтровали данные по элементу <name> и заметили, что не все товары его содержат. В таком случае нужно поставить задачу разработчику, чтобы он исправил ошибки.
Если же фид заполнен правильно, можно работать с ним дальше.
Задание
- Выберите способ создания фида, который подходит для вашего бизнеса и ситуации: вручную в интерфейсе Директа, через CMS-плагин или с помощью разработчика.
- Составьте подробное техническое задание для разработчика с опорой на источники Директа и Маркета:
- Справка Яндекс Директа по YML-фидам
- Справка Яндекс Маркета по YML-фидам
- Когда получите от разработчика готовый фид, проверьте его полноту и качество заполнения элементов. Для этого переведите YML-фид в таблицу Excel с помощью инструкции.
Выводы
- Есть три основных способа создать фид — вручную в интерфейсе Директа, через CMS-плагин или с помощью разработчика. Выбирайте оптимальный, исходя из количества товаров и частоты обновления данных.
- Основной заказчик фида — специалист по рекламе, который начинает процесс подготовки фида с написания подробного ТЗ для разработчика. Техническое задание — это многостраничный документ с подробными инструкциями и примерами заполнения каждого элемента фида.
- Специалист по рекламе проверяет качество готового фида. Для этого нужно перевести YML-фид в таблицу Excel с помощью надстройки Power Query.
В следующем блоке рассмотрим, как загрузить фид в Директ.