Модуль 9. Метрика
Урок 3. Виды отчётов
В этом блоке обсудим:
- Уровни данных в отчёте Яндекс Метрики
- Основные виды отчётов
- Конфиденциальность данных
Уровни данных в отчёте Яндекс Метрики
Метрика обрабатывает данные о действиях пользователя на сайте, к которому она подключена. На основе данных в хранилище счётчика формируются статистические объекты.
Метрика работает с несколькими уровнями данных и оперирует такими типами статистических объектов, как:
- Конкретные действия пользователя на сайте: просмотр страницы, загрузка файла или переход по ссылке — на базовом уровне.
- На втором уровне — визиты.
- На третьем уровне — посетители, чьи визиты Метрика фиксирует в отчётах.
У статистического объекта есть набор атрибутов. Атрибут — это информация, по которой мы будем анализировать объект.
Некоторые атрибуты общие для всех статистических объектов. Например, объект любого типа может характеризоваться операционной системой и страной посетителя.
Другие атрибуты характерны только для определённых типов статистических объектов. Например, атрибут просмотра — адрес страницы, с которой совершён переход; атрибут визита — его длительность; атрибут посетителя — дата первого визита.
Просмотр, визит и посетитель — три понятия, на основе которых строятся отчёты Яндекс Метрики. Познакомимся с ними подробнее.
Базовый уровень — просмотры страницы
Просмотр — загрузка страницы сайта при переходе посетителя на неё.
Для примера рассмотрим отчёт, который позволяет проанализировать просмотр страницы и его атрибут «время загрузки». С помощью этого отчёта можно узнать два основных параметра:
- Время до загрузки DOM — время, через которое можно взаимодействовать со страницей. Оптимально — не более пяти секунд.
- Время до отрисовки — время от перехода на страницу до момента, когда она начнёт отрисовываться в браузере. Оптимально — не более двух секунд.
Две эти метрики очень важны при анализе сайта. Они позволяют найти те случаи, когда пользователи не дожидаются загрузки DOM или отрисовки страницы и уходят с сайта. Для мониторинга сайта необходим достаточный объём трафика — более 100 просмотров страниц в неделю. Работа мониторинга для сайтов с небольшой посещаемостью не гарантируется.
Посмотрите на демонстрационном счётчике, как выглядит отчёт «Время загрузки страниц».
Второй уровень — визит
Визит — последовательность действий одного посетителя на сайте, то есть активность на одном счётчике. Активностью считаются просмотры страниц, переходы по внешним ссылкам, загрузки файлов или вызов некоторых функций.
Метрика объединяет в один визит несколько просмотров, совершённых одним пользователем. Именно они являются основными данными для построения отчётов.
Чтобы понять, как считаются визиты, важно знать, что является их началом и завершением:
- Визит начинается с перехода на сайт из внешнего источника — рекламного объявления, поисковой системы, социальной сети. Пользователи также могут попасть на сайт, открыв закладку или напечатав URL в адресной строке браузера. Такие переходы называются прямыми.
- Визит заканчивается, если в течение некоторого времени пользователь не активен. По умолчанию — в течение 30 минут. Можно указать другое время с помощью опции «тайм-аут визита» — от 30 до 360 минут.
Например, пользователь перешёл на ваш сайт из Поиска, смотрел одну страницу 25 минут, затем перешёл на другую, а потом сразу ушёл и через 20 минут вернулся на сайт по ссылке из социальной сети. Все эти просмотры будут объединены в один визит продолжительностью 45 минут с источником «переходы из поисковых систем».
Важно учитывать, что визиты из рекламных систем считаются иначе. При каждом новом переходе по рекламе, независимо от того, сколько времени прошло от предыдущей активности посетителя на сайте, Метрика всегда будет фиксировать новый визит.
Например, посетитель пришёл из поисковой системы, покинул сайт, а затем в пределах 30 минут вернулся на сайт по рекламе. В этом случае в отчётах появится два визита:
- В первый визит будут входить все просмотры от перехода из поисковой системы и до захода по рекламе.
- Во второй визит — все просмотры, начиная с перехода по рекламе и до завершения визита. То есть до истечения 30 минут с момента последнего взаимодействия с сайтом.
При этом оба визита будут относиться к одному и тому же уникальному посетителю.
Иногда бывает, что количество визитов в отчётах Метрики не совпадает с количеством кликов в Директе. Вот почему так происходит:
- У пользователя стоит блокировщик рекламы с правилами для блокировки счётчика
- Есть технические проблемы, например удалённость сервера, который обслуживает вызов счётчика, или загруженность каналов интернет-провайдера
- Пользователь ушёл со страницы сайта до загрузки счётчика — это самая частая причина
Третий уровень — посетители
Посетитель — пользователь, который зашёл на сайт в определённый период времени.
Для работы с отчётами важно понимать, как считаются посетители. В каждом обратившемся к вашему сайту браузере сохраняется уникальный идентификатор — файл cookies. По этому файлу Метрика узнаёт посетителей и отличает их друг от друга.
Уникальный идентификатор назначается именно браузеру. Если один и тот же пользователь будет заходить на сайт из разных браузеров, Метрика каждый раз будет регистрировать нового посетителя. То же самое произойдёт, если пользователь удалит свои файлы cookies.
О посетителе и визитах Метрика запоминает общую информацию. При этом информация о визитах хранится как бы в привязке к пользователю. Поэтому Метрика может показывать первый визит, его источник, последний визит, общее количество визитов и их периодичность для каждого посетителя. Так можно узнать, как пользователи изначально попадают на ваш сайт и часто ли они возвращаются, а также оценить, насколько эффективны разные источники трафика.
Например, если заметная часть посетителей переходит на ваш сайт напрямую, значит аудитория достаточно лояльна — пользователи помнят адрес сайта или открывают его из закладок.
Основные виды отчётов
Статистические объекты лежат в основе разделения отчётов.
К объекту «Просмотр» относятся отчёты:
- Популярное
- Заголовки страниц
- Параметры URL
- Количество скачиваний и другие
К объекту «Визиты»:
- Источники, сводка
- Долгосрочные интересы
- Устройства
- Страницы входа и другие
К объекту «Посетители» — отчёт со списком всех посетителей и подробной информацией о каждом из них.
Конфиденциальность данных
Яндекс Метрика заботится о конфиденциальности посетителей и показывает только обезличенную информацию, поэтому некоторые данные раскрываются не полностью. Информация выдаётся только в том случае, если в выборке больше 10 посетителей.
Выводы
- Метрика работает с несколькими уровнями данных и оперирует следующими типами статистических объектов:
- Конкретные действия пользователя на сайте: просмотр страницы, загрузка файла или переход по ссылке — на базовом уровне
- На втором уровне — визиты
- На третьем уровне — посетители, чьи визиты Метрика фиксирует в отчётах
- Все отчёты Метрики строятся на основе трёх ключевых статистических объектов: просмотр, визит и посетитель
- Условия использования сервиса запрещают передавать идентификационную информацию в Метрику, чтобы сохранить конфиденциальность персональных данных
В следующем блоке рассмотрим структуру и содержание отчёта.